Исследование потребительского спроса на металлочерепицу с различным покрытием
Экспертами "Межрегиональной ассоциации потребителей оцинкованной стали" было проведено исследование спроса на металлочерепицу с различным покрытием. На вопросы экспертов отвечали менеджеры шестидесяти шести компаний, предлагающих металлочерепицу, из семи регионов России. Менеджеры самостоятельно определяли долю каждого покрытия от общего объема продаж (в квадратных метрах). Чтобы избежать искажений при усреднении данных, ответы крупных компаний анализировались отдельно, однако, значимых различий в долевом соотношении не выявлено. Объем продаж в рублевом выражении, а также доли других видов металлической кровли (профнастил, гладкий лист) не исследовались — это темы для отдельной публикации. В нашем
ООО «Казанские Стальные Профили»-Единственный в России производитель металлочерепицы «Испанская Сьерра» премиум класса , которая получила признание среди частных застройщиков, крупных строительных и торгующих компаний, имеет награды отечественных и между - народных выставок.
В Москве наибольший объем продаж приходится на металлочерепицу с покрытием из полиэстера — в среднем 66%. Очевидно, это объясняется оптимальным для большинства покупателей соотношением цены и качества. Следующим по популярности покрытием оказался пластизол (13%). На третьем месте с небольшим отрывом — металлочерепица с пураловым покрытием (12%). Как отметили практически все менеджеры, пластизол и пурал пользуются спросом у состоятельных клиентов, которые могут не считаться с расходами и ориентироваться только на качество продукции. В то же время, покупатель, вероятно, не видит особой разницы между этими материалами и выбирает то, что посоветует продавец. Пластизол — самое толстое покрытие (200 мкм), он устойчив к механическим повреждениям, имеет тисненую поверхность, но плохо переносит высокие температуры. Пурал наоборот, не боится перепадов температуры, но менее устойчив к пластическому деформированию. Значительная часть московских менеджеров отмечает тенденцию постепенной замены пластизола пуралом, хотя и небольшими темпами. Тем не менее, эта тенденция пока очень слаба и в других регионах не ощущается: здесь пурал и пластизол соперничают с переменным успехом. Замыкает список покрытие из матового полиэстера. Как отметили опрошенные, имея эстетические преимущества, матовый полиэстер даже чуть проигрывает по прочности обычному, а стоимость его в 1,3 — 1,5 раза выше. В некоторых фирмах этот продукт вообще не представлен. Доля покупателей, готовых переплачивать только лишь за эстетичность покрытия, очень мала.
Стоимость различных видов покрытий в Москве представлена в таблице 1. П/Э
отечественный | П/Э импортный | Матовый
П/Э | Пурал | Пластизол | |
---|---|---|---|---|---|
min | 163,6 | 191 | 228,5 | 255,8 | 269,4 |
max | 187 | 218,2 | 250,7 | 268 | 284,8 |
среднее | 180,4 | 204 | 240,8 | 263,5 | 279,2 |
По мере удаления от Москвы ситуация меняется: значительно увеличивается доля металлочерепицы с полиэстеровым покрытием, а доля дорогих покрытий сокращается до нескольких процентов. Объясняется это, вероятно, тем, что в регионах не так много состоятельных людей, готовых платить за дорогие материалы. Поэтому пурал, пластизол и матовый полиэстер чаще привозят под заказ из Москвы или Санкт-Петербурга одна — две фирмы в городе, поскольку вкладывать деньги в ее производство на месте или закупать на склад невыгодно.
В Самаре подавляющую часть рынка занимает полиэстер (95%). На втором месте — пурал (3%). Представлен матовый полиэстер (1%), а также порошковое покрытие (1%).
В Казани представлены три покрытия: полиэстер, матовый полиэстер и пурал (диаграмма 3). Ведущие позиции занимает полиэстер (97%). Далее с большим отрывом следуют пурал (2%) и матовый полиэстер (0,7%). О пластизоле менеджеры либо не слышали, либо имеют образцы, но заказов на этот материал нет.
В Тюмени 98% продаж приходится на металлочерепицу с покрытием из полиэстера (диаграмма 4). Матовый полиэстер, пурал и пластизол представлены, но заказывают их настолько редко, что менеджеры затруднились выделить долю каждого из этих материалов в отдельности, но в целом они занимают около 2% рынка.
Упомянутые выше города — Самару, Казань и Тюмень — можно было бы назвать городами с классическим спросом — предложением. Здесь представлен широко распространенный, ставший классическим набор покрытий: полиэстер, пластизол, пурал и матовый полиэстер. Также можно выделить регионы, где некоторые производители вводят в ассортимент редко встречающиеся на современном рынке покрытия металлочерепицы (порошковое покрытие, ондустил, "голый цинк", "черный металл"). К регионам с редким предложением можно отнести Липецк, Волгоград и Новосибирск.
В ходе опроса выяснилось, что долю редких покрытий на рынке их производители оценивают существенно больше, чем производители и продавцы других покрытий. Такой разброс в оценках заставил нас изменить методику исследования, чтобы избежать ошибок. Мы расширили круг опрашиваемых за счет экспертов из других регионов, и окончательный результат публикуем с учетом их критических замечаний. Возможно, погрешность в определении долей редких покрытий более высокая, чем погрешность остальных данных. Кроме того, спрос на редкие покрытия, видимо, подвержен сильным колебаниям в течение короткого промежутка времени.
В Волгограде продавцы полиэстера категорично утверждают, что долговечность "порошка" на крыше не превышает одного года, и активно отговаривают покупателей от его приобретения. Действительно, добиться стабильного качества порошкового покрытия достаточно сложно, поскольку многие действия по подготовке поверхности и нанесению краски выполняются рабочими вручную. Несмотря на большую стойкость к механическим повреждениям и большую толщину покрытия, равномерно хорошую адгезию порошковой краски на всей кровле получить очень сложно и со временем краска может отслаиваться. Как отмечают менеджеры, такие случаи не являются редкостью.
Интересно, что в Новосибирске "классическая кровля" признает в порошковом покрытии сильного конкурента. Возможно, здесь производителям "порошка" удалось добиться стабильного качества. Предлагая порошковое покрытие, менеджеры акцентируют его положительные стороны: разнообразие цветов (порядка 90 оттенков) и толщина покрытия (около 200 мкм). Переработчики полиэстера в регионах из-за дефицита оборотных средств, как правило, могут себе позволить иметь в наличии не более 10-12 (а часто всего 4-5) самых популярных цветов. Предприятиям не выгодно покупать рулон "лакокраски" в пять тонн, в то время как напыление "порошка" может производиться мелкими партиями и часто самим профилировщиком. Среди опрошенных встречались и те, кто искренне удивлялся популярности "сомнительного порошка".
В Волгограде наибольшим спросом пользуется металлочерепица с полиэстеровым покрытием (98%). На втором месте по популярности стоит порошковое покрытие, на него приходится 1,5% продаж. На Волгоградском рынке представлен также особый вид металлочерепицы — российский аналог французского ондустила. Такая металлочерепица представляет собой небольшие панели из оцинкованной стали со специальным покрытием, в который входит эпоксидная грунтовка, акриловый слой и окрашенная мраморная крошка. Производство этой продукции находится в Волгограде. Однако в силу высокой цены (дороже пластизола и пурала) ондустил не пользуется большим спросом и занимает лишь 0,5% рынка. Следует отметить, что практически нет спроса на дорогие покрытия (пурал, пластизол). Как оказалось, все попытки местных производителей и торговцев продвигать этот товар на волгоградском рынке увенчались неудачей. Многие менеджеры отмечают, что пластизол не очень хорошо показал себя в южных регионах, где при большой температуре он начинает плавиться.
В Новосибирске, помимо полиэстера и классических дорогих покрытий также присутствует металлочерепица с порошковым покрытием (30%), из оцинкованной стали (13%) и из черного металла (1%). Здесь, также как и в Тюмени, дорогие импортные материалы имеют настолько малую долю продаж, что менеджеры не смогли выделить ее отдельно для пурала, пластизола и матового полиэстера. В целом эти материалы занимают 0,1% рынка.
В Липецке (диаграмма 7) доля полиэстерового покрытия на рынке составляет 91%, вторым по популярности продуктом оказалась металлочерепица из оцинкованной стали без полимерного покрытия (6% от всего объема продаж). Дорогие материалы занимают 3% рынка, из которых 2% приходится на пурал и 1% на пластизол.
Как показано на рисунке, матовый полиэстер совсем не представлен на липецком рынке металлочерепицы и большинство опрошенных менеджеров по продажам не знает о существовании такого материала. Один из производителей металлочерепицы в Липецке планирует ввести в эксплуатацию оборудование по нанесению порошковой краски. Хорошее качество и снижение себестоимости продукции должно обеспечиваться за счет автоматизации процесса подготовки поверхности. Обезжиривание будет производиться в специальной камере обезжиривания с использованием пара, подаваемого под большим давлением.
Заключение
- В Москве спрос на дорогие материалы (пурал, пластизол, матовый полиэстер) значительно больше, чем в регионах.
- Пурал и пластизол соперничают в регионах с переменным успехом, и столичная тенденция замены пластизола пуралом здесь не чувствуется.
- В южных регионах, например Волгограде, пластизолом не очень довольны, в то время как в других регионах он продолжает пользоваться популярностью.
- Доля покупателей, готовых переплачивать только лишь за эстетичность покрытия, мала, что подтверждается небольшим спросом на матовый полиэстер, как в Москве, так и регионах.
- Среди регионов можно выделить регионы с классической структурой спроса. Здесь присутствует классический набор покрытий: полиэстер, пластизол, пурал, матовый полиэстер.
- Существуют регионы, где нашли свой спрос редкие покрытия: порошковое покрытие (Волгоград, Новосибирск), ондустил — покрытие, включающее мраморную крошку (Волгоград), "черный металл" (Новосибирск), оцинкованная сталь без полимерного покрытия (Липецк, Новосибирск).
Мария Ивановская,
ведущий эксперт МАПОС